Консультация по телефонам:
8-927-220-56-56
г. Саратов, ул. Большая Садовая, 220

Измерение артериального давления домашним животным. Риски гипертензии

При циркуляции в организме животного, насыщенная кислородом кровь движется от сердца к внутренним органам и тканям по специальным сосудам — артериям. Давление крови бывает систолическим (в момент сокращения сердца) и диастолическим (в момент между двумя сердечными сокращениями).
Нормой давления у кошек, по разным исследованиям, считается 120–170 на 55–100, а у собак – 110–180 на 70–110. Результат измерения давления зависит от возраста, породы и ◊физиологических особенностей питомца.

Давление в артериях, оказываемое на стенки сосудов с внутренней стороны и превышающее физиологическую норму, называется артериальной гипертензией. Чем старше животное, особенно кошка, тем выше риск развития гипертензии. При этом владельцы могут не заметить никаких видимых симптомов, особенно на начальной стадии заболевания. В группе риска, помимо возрастных, находятся животные, страдающие хронической почечной недостаточностью, сахарным диабетом и гипертиреозом (заболеванием щитовидной железы).

Гипертензия у животных может приводить к поражениям:
◊ глаз – кровоизлияния, отслойка сетчатки и др. (риск слепоты);
◊ почек – усугубление течения почечной недостаточности;
◊ сердца – нарушение ритма, развитие сердечной недостаточности, инфаркты;
◊ головного мозга – кровоизлияния, дезориентация животного.

Все эти факторы указывают на важность наблюдения за возрастными животными (старше 7 лет) и животными, входящими в группу риска по артериальной гипертензии. Лучше предупредить возникновение заболевания, нежели лечить его последствия.

Измерение артериального давления следует проводить не менее 1 раза в год у более молодых животных, а у животных старше 7 лет – 2 раза в год.
Для измерения давления у животных используются специализированные ветеринарные тонометры.
Важное условие достоверности исследования – снижение уровня стресса для питомца в момент измерения! Показатели давления, полученные при проведении исследования в состоянии испуга или стресса, могут быть ложно завышены.

Измерение давления у кошек выполняется в тихом месте перед началом каких-либо иных лечебно-профилактических мероприятий. Манжета надевается на переднюю конечность или на хвост питомца, после чего проводится несколько измерений подряд. При этом кошка находится в удобном естественном положении, без дополнительной фиксации со стороны владельца или ветеринарного специалиста.
Для измерения давления у собак, питомцу придается лежачее боковое положение. Манипуляция выполняется на грудной конечности также несколько раз.

Подобного рода исследования могут проводиться не только у собак и кошек, но и у других животных, чьи размеры позволяют достоверно использовать манжету. Это прежде всего хорьки и кролики.

Первичная (при патологии сосудов)  или вторичная (на фоне других заболеваний) гипертензия  устанавливается в тех случаях, когда при выполняемой с интервалом в несколько дней или недель тонометрии определяется повышение артериального давления.
Если давление у питомца повышается систематически, для выявления причин (уточнения диагноза) потребуется дополнительная диагностика (УЗИ, анализы крови, мочи).
Лечение должно включать как терапию установленного первичного заболевания, так и препараты, способствующие понижению давления в сосудах.

Ветеринарный врач Пащенко Наталия Алексеевна
                                                                 Ветеринарный врач Казаков Артем Аркадьевич